antisauron (antisauron) wrote,
antisauron
antisauron

Category:

Туринская плащаница

Туринская плащаница (кликните для увеличения)Все мы, наверное, хотя бы чуть-чуть наслышаны о знаменитой Туринской плащанице, считающейся некоторыми людьми погребальным саваном Иисуса Христа. Материалов о плащанице написана масса - хотелось разобраться, где правда, а где вымысел; изложить интересные факты и поставить волнующие вопросы, на которые, надеюсь, вы поможете мне ответить.

Знаменитая плащаница появилась на исторической арене в 1347 году во французской городе Лирее у графа Жоффруа де Шарни. Обстоятельств, как она у него очутилась, граф не уточнял. Якобы она попала к нему из Константинополя, возможно, после 4-го крестового похода начала XIII века [где она пропадала на протяжении почти полутора веков, не уточняется, выдвигаются версии о хранении савана у тамплиеров]. Узнав о дивной находке, в Лирей хлынули паломники, что не могло не отразиться на состоянии графа де Шарни. Впрочем, вскоре сам граф был убит в битве при Пуатье.

В ноябре 1389 года епископ города Труа Пьер, обратился к авиньонскому папе Клементу VII с донесением и описанием Плащаницы, которая имеет на себе двойное изображение тела мужчины – сзади и спереди; что изображение выполнено художником – искусным мастером своего дела. Епископ Пьер также сообщал, что автор рисунка на плащанице признался в содеянном, покаялся и получил от него, от епископа Пьера, прощение в своем святотатстве. Он информировал папу также о том, что Лирейская плащаница пользуется почетом у местных верующих и паломников. Реликвию захотели конфисковать, но возмущенные лирейцы трижды не позволили это сделать.

В итоге 6 января 1390 года папа Клемент VII обращается с письмом к графу де Шарни, в котором дает разрешение на выставление в храме Плащаницы, но только с условием, что верующим при этом обязательно будет объяснено, что это – не погребальные одежды Иисуса Христа, а только… напоминание о них. Столетняя война вынудила потомков де Шарни пуститься в скитания, после долгих странствий саван в 1460 году попал к савойским королям. В 1578 году плащаница осела в Турине и получила свое окончательное название.

Споры о подлинности полотна шли с самого его появления и ведутся до сих пор. Как мы видим, изначально церковь считала ее подделкой. Уже в 20 веке, когда проводились довольно активные исследования плащаницы, мнение о ней в святейших кругах менялось несколько раз и, в общем-то, после 1988 года [об этом ниже] вернулось к первоначальному. Тем не менее, до сих пор продолжается активная деятельность апологетов подлинности плащаницы.

Очень точно (но, в свою очередь, и довольно-таки кратко) историю самой ткани и ее исследования рассказывает профессор Е.К. Дулуман (материал, к сожалению, не завершен). Для более детального ознакомления советую пройти по указанной ссылке, здесь же я коснусь основных моментов и тех, вещей, которые бросились в глаза.

Стоит сказать, что Туринская плащаница, хоть и самая известная, но далеко не единственная в своем роде. Скажем больше: подобных саванов, каждый из которых считался "подлинным", насчитывалось десятки. Самые известные из них - из Безансона, Кадуина, Шампье, Овьедо [буду признателен, если в комментариях оставите внятные ссылки на эти и другие плащаницы]. Все они, если верить научным экспертизам - подделки.

И вообще, "материализация" артефактов эпохи Христа поражает до глубины души и относится ко времени после 843 года, когда христианская церковь предписала к обязательному исполнению строго установленные обряды и порядок богослужений, молебны и молитвы, почитание икон, христианских реликвий. Установлено, что разошедшиеся по христианскому миру кусочки из Креста Господня в своей массе могли быть собраны не менее чем с нескольких сотен подобных Крестов. Среди библейских реликвий появляются слезы Богородицы, волосы младенца Иисуса, и даже кости тех тощих коров(!), которые приснились библейскому фараону. В церквах Востока и Запада накопилось у святого Григория 30 туловищ; у святого Филиппа - 18 голов, у святой Анны - 2 туловища, 8 голов, 6 рук и ног, у святого Андрея Первозванного - 5 туловищ, 6 голов, 17 рук и ног. В Евангелии от Луки рассказывается, что по приказу царя Ирода Антипы Иоанну Крестителю отрубили голову. Древние христианские сказания утверждали, что тело Иоанна Крестителя было сожжено вместе с его отрубленной головой. Но с VI столетия церковники начали "обретать" головы Иоанна Крестителя и выставлять их на поклонения. Таким образом накопилось 7 "подлинных" голов Крестителя. На честь обретения каждой из голов в католической и православной церкви установлены отдельные, соблюдаемые до сих пор, праздники. Меня вообще удивляло, как в этой суматохе можно было найти именно тот предмет, особенно когда обладатель этот предмет даже не обожествлял.

Стоит также сказать и о самом Иерусалиме. Голгофа, гроб Господень, путь Иисуса Христа от судилища до Голгофы, Горница Тайной вечери Иисуса Христа со своими апостолами, дорога входа Иисуса Христа в Иерусалим - не более чем реконструкции [город дважды был разрушен до основания в 70 и 135 годах, его даже перепахали; с древних времен остался лишь фрагмент крепостной стены, известной теперь как Стена плача].

Основной удар сторонникам подлинности плащаницы, несомненно, нанесли результаты радиоуглеродного анализа, проведенного в трех лабораториях в Аризоне, Оксфорде и Цюрихе. Заключения экспертов были такие: 1350 год (Аризона), 1290-1360 гг. (Цюрих), 1350 (Оксфорд). Вспомним время появления полотна у графа де Шарни. В статьях о плащанице часто упоминается советский ученый Д. Кузнецов, которого "трудно заподозрить в религиозном фанатизме", отодвинувший возрастную планку, "куда и положено", на 2000 лет назад (поскольку плащаница несколько раз страдала от пожара) [вопрос: насколько сильно ткань может "постареть" после пожара?]. Не знаю насчет точности модели, но сам советский ученый Кузнецов является главой филиала американского Института Творения, который занялся доказательствами полной достоверности Библии. Да и образцов ткани он не получал, так что выводы, скорее, абстрактные...

Если учесть результаты экспертиз, становится ясным ответ на вопрос из статьи Дулумана: "Почему пелены савана Иисуса Христа на протяжении 15 столетий сохраняли свою свежесть в условиях бесчисленных перемещений, неблагоприятных условий хранения и переменчивого климата, но за последние 300 лет тщательного ухода и хранения они, пелены савана Иисуса Христа, изменилась до неузнаваемости, изображение на них стали едва различимым?" Потому что не было этих 15 столетий.

Напоследок хочется отметить еще несколько несуразиц:
  • “Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обычно погребают иудеи”. И далее (20, 6 и 7): “Вслед за ним приходит Симон Петр и входит во гроб и видит одни пелены лежащие и плат, который был во главе Его не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте”. Итак, Иоанн указывает на иудейскую традицию: голова Христа была закрыта платком. В этом случае лик Христа должен был отпечататься очень бледно;
  • Известно, что во времена Христа евреи хоронили покойников обнаженными, с руками, скрещенными на груди (а не стыдливо прикрывающими пах);
  • Когда покрывало облегает тело, оно прикасается к нему с разных сторон. Если мы снимем и разложим такое покрывало, то изображение будет выглядеть искаженным. Скажем, отпечаток лица окажется шире лица, наблюдаемого спереди. Но на плащанице этого нет. совершенно отсутствуют искажения и пустые места, которые должны появляться из-за складок;
  • Отпечаток окровавленных ступней на покрывале геометрически не соответствует положению ног. Ступни лежащего человека обычно направлены пальцами вверх, а здесь подошвы прижаты к покрывалу, что возможно лишь в том случае, если колени согнуты;
  • Волосы не спадают вниз, как это бывает у лежащего человека, а обрамляют лицо, как на картинах;
  • Руки и пальцы различной длины. То, что одна рука на 10 см длиннее другой, было бы отмечено, как нечто необычное


В общем, факты говорят о том, что плащаница - искусно сделанная картина. Причем даже если поверить теории А. Фоменко и допустить, что "возраст" Христа - не две тысячи лет, а меньше [такое допущение никто не делал, полностью доверяя классической хронологии].

Другой вопрос, как плащаница была нарисована. Он остается открытым до сих пор, и, возможно, точного ответа на него мы так и не получим.
Tags: артефакты, библия, разоблачение чудес, чудеса
Subscribe

  • Самое справедливое правосудие (18+)

    Позавчера я выкладывал в Фейсбуке тест "на знание российского правосудия". Причем, как вы понимаете, ключевое слово в сочетании тут не…

  • Как я путевку выиграл

    Несколько недель назад, прогуливаясь по ТРК "Красный Кит" в Мытищах, получил скидочную карточку от туристического агентства…

  • Религия в детских садах

    Пока в школах с переменным успехом долго и упорно шла борьба "за" и "против" введения в 4 классе уроков по основам…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Самое справедливое правосудие (18+)

    Позавчера я выкладывал в Фейсбуке тест "на знание российского правосудия". Причем, как вы понимаете, ключевое слово в сочетании тут не…

  • Как я путевку выиграл

    Несколько недель назад, прогуливаясь по ТРК "Красный Кит" в Мытищах, получил скидочную карточку от туристического агентства…

  • Религия в детских садах

    Пока в школах с переменным успехом долго и упорно шла борьба "за" и "против" введения в 4 классе уроков по основам…